Рыльск - город с глубокими древними традициями. Впервые упомянут в летописях в 1152 г., а сколько он существовал до этого.... Город интересен, в первую очередь, тем, что стоит на приграничной территории трёх государств: России, Белоруссии и Украины. Но это современные границы. За долгие годы существования г.Рыльска эти границы проходили по ту или иную сторону города. В средние века город даже входил в границы Великого Литовского княжества. Почти два года город находился в зоне оккупации нацистской Германии. А территория, на которой находится г. Рыльск, стала одним из символов героизма советских солдат в годы Великой Отечественной Войны.
Рыльский социально-педагогический колледж - старинное учебное заведение, сохранившее традиционный подход к воспитанию воспитателей и учителей. На фасаде здания колледжа висят памятные таблички с именами тех педагогов, которые уходили на фронт во времена ВОВ и возвращались в стены родного учебного заведения.
В наше время колледж "упакован по полной программее"! Такую материально-техническую базу редко встретишь даже в московских учебных заведениях. В стенах коллежда работает множество кружков для местной детворы, два оборудованных спортзала, свежий ремонт, современное оборудование, даже есть кабинет с ЧПУ, в котором детей обучают работе на фрезерном станке, а обеды для студентов - вообще сказка!
Помещение мы оформили двумя выставками: "Образ Коня в русской деревянной игрушке" и "Богородская резьба"
В первый наш рабочий день мы работали с группами студентов 1, 2 и 3 курса. Это будущие воспитатели детских садов и учителя начальных классов. Они сами в процессе своей будущей работы будут открывать перед своими воспитанниками красоту и самобытность русской народной культуры и промыслов, в том числе Богородской игрушки, так как этот промысел входит в программу и детских садов, и начальных классов.
Опыта работы с такой аудиторией у нас ещё не было, поэтому было интересно наблюдать за реакцией слушателей. А реакция была очень позитивной! В игровой части занятия и на мастер-классе они ничем не отличались от наших основных "клиентов" - детей 5-7 лет))) Реакцию своих воспитанников очень красочно описали сами педагоги колледжа: https://m.vk.com/wall-176414496_1525
Вечером первого дня мы устроили посиделки с педагогами колледжа. Видимо наша программа возбудила живой интерес к резьбе по дереву. В общем, посидели в кружке со стамесками и ножичками, повырезали контурную и геометрическую резьбу, поболтали о том, о сем и приятно провели вечер за любимым делом...
Утром второго дня директор колледжа, Ольга Александровна Ильина, прогуляла нас по городу с заходом в Рыльский краеведческий музей. Рассказала о многих исторических событиях. Было солнечное утро и очень интересная экскурсия по городу. Ещё бы было не интересно, ведь Ольга Александровна - профессиональный историк! Вообще, Ольга Александровна была двигателем и иннициатором всего нашего выездного мероприятия. Она принимала решения, привлекала местных депутатов, всегда находилась рядом, несмотря на большую занятость, организовывала, опекала и кормила))
После прогулки по городу и посещения музея мы позанимались с местной ребятнёй. Более 100 местных детей пришли на наше занятие и остались очень довольны. Во втророй день работы нам помогали студентки колледжа в качестве волонтёров. Для них это был опыт практической деятельности, а для нас - лишние руки помощников.
Итог поездки: куча положительных эмоций и удовлетворение от проделанной работы. И, конечно же, гостеприимство и доброжелательность местного населения!
Спасибо, город Рыльск!
В сентябре 2020 года наш Выездной музей побывал в г.Губкинский (Ямало-ненецкий АО), где мы весьма продуктивно пообщались с местной детворой.
Такая прекрасная возможность нам предоставилась благодаря инициативе руководителя местной общественной организации НКО «АртСфера» Черных Алексея Алексеевича и директора губкинского «Музея освоения Севера» Калитенко Елены Викторовны.
НКО «АртСфера» удалось получить Грант от губернатора на проведение этого мероприятия, а «Музей освоения Севера» гостеприимно принял нас в своих стенах и оказал огромную помощь и поддержку в организации и проведении наших занятий.
Вообще-то мы с выездным музеем ещё так далеко не забирались))) Самое дальнее – итальянский г. Ортизей, но г. Губкинский хоть и в России, но находится ещё дальше, чем Италия… «Широка страна моя родная!...»
С погодой повезло. Когда у нас в Москве и подмосковье «уж лето осенью дышало…» на Ямале – золотая осень во всей красе со всеми её дарами в виде ягод, грибов и красивых пейзажей.
Сам город Губкинский – молодой и перспективный город, в котором в основном живут нефтяники и газовщики со своими семьями. Население – полный интернационал, прям как в Москве)), причём коренных жителей (ненцев, селькупов, хантов и мансов) здесь очень мало. Аккуратный ухоженный городок, посреди тундры, являющийся одной из точек на железнодорожной ветке между Сургутом и Новым Уренгоем. Активно строится новое жилье, идет приток населения, город развивается.
Ну и конечно, хочется сказать про местную детвору, с которой мы с удовольствием общались на протяжении 5 дней. За 5 дней мы провели 25 занятий, которые посетили в общей сложности более 500 детей из местных школ и детских садов. Очень благодарная аудитория. Ребята с большим интересом воспринимали информацию и с огромным энтузиазмом мастерили игрушку, а потом не верили своим глазам, что своими руками её сделали и завороженно следили за движениями своего зайца.
И снова убеждаемся, что дети всех культур и национальностей одинаково с восхищением относятся к этой удивительной волшебной игрушке. Поверьте нашему опыту: москвичи, рязанцы, туляки, владимирцы, нижегородцы, итальянцы, японцы, ну и, конечно же, дети крайнего севера!
Помещение «Музея освоения Севера», в котором мы проводили занятия, мы оформили работами богородских резчиков. Для этого мы привезли в г. Губкинский коллекцию работ, в которую вошли традиционные изделия, авторские работы, а также работы, имеющие культурно-историческую ценность.
Когда закончили трудиться в г. Губкинском, решили на пару дней посетить г. Тарко-Сале. Он находится севернее, в 100 км от г. Губкинского в сторону Нового Уренгоя. Это город постарше и там живет бОльшее количество коренных жителей.
Посетили местный краеведческий музей с очень интересными экспозициями по истории края, культуре местных народов и чучелами местной фауны. Музей небольшой, но с хорошим наполнением и интересной экскурсионной программой. Познакомились с директором музея, Храмовой Натальей Евгеньевной, рассказали о наших делах, чем по всей видимости, её заинтересовали. Так, что надеемся, когда-нибудь снова посетим этот удивительный край и поработаем с местной детворой)))
Город Тарко-Сале расположился на берегу реки Пякупур – она огромна!!! В весенний период вода в ней поднимается на несколько метров!!! Для защиты города от наводнения построили высоченную гранитную набережную. Местные жители считают её «золотой», т.к. она облицована натуральными гранитными плитами…
Конечно, мы не смогли не поискать здесь местных мастеров народных промыслов. Нашли… Ледков Сергей - мастер декоративно-прикладного искусства и ремесел ЯНАО, он же преподаёт в местном Центре национальных культур резьбу по дереву и кости. Человек большого таланта и с огромным опытом. Благодаря его победе на одном из международных фестивалей-конкурсов, в Тарко-Сале провели один из этапов этого фестиваля. В результате на территории Тарко-Сале появился парк очень оригинальных скульптур из дерева.
Сергей показал свою мастерскую, учебную аудиторию и музей ученических работ. Работ учеников накопилось очень большое количество за многие годы его преподавательской деятельности. Особый колорит им придаёт тематика – национальная культура и традиции, а также разнообразие материалов. Как говорится «отходы – в доходы…», т.е. всё что можно найти под ногами или в тундре в этих краях: древесина, бивни и кости мамонта, бивни моржа, рога и копыта оленя, кости рыб, шерсть животных и пр. Всё идет в дело и превращается в умелых руках в произведения искусства!
Удивляет работоспособность мастера и неиссякаемая фантазия!!! Видимо духи здешней природы, культура местных племён, их мифы и сказания вдохновляют местных художников на творческие подвиги. Короче, существует какая-то магия места)))
Помимо радости на лицах ямальских детей, мы получили множество положительных отзывов от учителей школьных классов и воспитателей групп детских садов, а также от организаторов этого мероприятия.
Всё началось с приглашения одного из областных пермских музеев. Нас пригласили с нашей Выездной программой, чтобы мы провели серию занятий с мастер-классами по русской деревянной игрушке в стенах этого музея.
Решили ехать на машине. Примерно 1500 км. Выехали утром 15.03.2020 г. и к вечеру доехали до Казани. Дорога была улётной! По владимирскому тракту при ясной погоде несколько часов ехали навстречу восходящему солнцу, глаза слепило, а на трассе – сплошная жижа… Перед Владимиром свернули на Муром и… началась зима. Несколько часов ехали в сильную метель, иногда не было даже видно дорожного полотна – так быстро заваливало снегом. А между Нижним Новгородом и Чебоксарами – опять весна, причём сухая, тёплая и безснежная… Здесь же вляпались в многочасовую пробку…
В Казани переночевали и ранним утром выехали на трассу в сторону Перми.
И вдруг, звонок из пермского музея: нам сообщили, что в Пермском крае, как и по всей России, ввели режим самоизоляции, все массовые мероприятия отменяются, музеи закрываются. Вот такой отворот-поворот)))
В общем, разворачиваем оглобли и начинаем движение в обратную сторону. По дороге решили заехать позавтракать в Чебоксары.
Красивый город! Особенно впечатлил памятник Чапаеву. Оказалось, что один из экспонатов нашего музея, вырезанный мастером богородской резьбы Смирновым М. ещё в 70-х годах прошлого столетия, является копией этого памятника.
Дальнейший наш путь лежал через нижегородскую землю, и мы решили воспользоваться сложившейся ситуацией и заехать с визитом вежливости к нескольким мастерам-игрушечникам.
Проезжая через Нижний Новгород, «нырнули» в нижегородский метрополитен. Сели на станции «Двигатель Революции», доехали до станции "Заречная" и обратно. Внизу всё очень схоже с московским метрополитеном. Ощущения необычные, когда поднимаешься наверх и понимаешь, что ты не в Москве, а за 450 км от неё)))
К вечеру добрались до г. Семёнова – одного из центров токарного ремесла и хохломской росписи, где и остановились на ночлег. Утром заехали в местный музей матрёшки с очень интересной коллекцией семёновских игрушек.
Недалеко от г. Семёнова, есть небольшое село, расположившееся в лесной глуши, под названием Малое Зиновьево. Здесь живёт единственный на данный момент мастер Федосеевской игрушки Николай Сергеевич Муравьев. Он работает в сельском клубе, ведёт кружок, в котором приобщает местную детвору к традиционному ремеслу и сам мастерит федосеевскую топорную игрушку. Душевно пообщались, обменялись опытом и своими работами)))
https://www.rukukla.ru/article/9g9/Fedoseevo_Semenovo
Затем двинулись в сторону города Городец, где нас ждала встреча с двумя очень интересными и самобытными мастерами. Про сам город Городец говорить не буду – про него очень много сказано. Реально – город-сказка!
Первый мастер – Табунов Валера. Мастер-игрушечник делает токарную и столярную игрушку. Создаёт формы традиционных городецких игрушек, которые затем расписывают местные мастерицы. Одно из самых известных его изделий – карусель в традиционной городецкой технике с дамами, кавалерами и лошадками.
Второй – мастер-резчик с мировым именем, создающий авторскую самобытную игрушку – Сергей Соколов. Мы побывали в его замечательной светлой и просторной мастерской. Стены мастерской украшены коллекцией традиционных изделий с городецкой резьбой и росписью и работами самого мастера. Сама атмосфера и обустройство мастерской вдохновляют и подталкивают к творческой деятельности. Чистота, порядок, много света, старые городецкие прялочки и изделия с домовой резьбой, развешанные на стенах, работы самого мастера, инструмент мастера на рабочем столе, тематические книги. Хочется сесть, взять в руки стамеску и работать))) Очень плодотворно пообщались. Как и другим мастерам, подарили Сергею свою игрушку «Кузнецы», приняли от него кучу подарков: несколько книг и авторских изделий, кое-что приобрели и двинулись дальше.
https://vk.com/sergeysokolov65
На ночь решили остаться в Городце, а утром выдвинулись в сторону города Гороховец, где живёт мастер плотницкой гороховецкой игрушки – Климович Алексей Юрьевич.
Гороховец – город во Владимирской области. Неожиданно красивый городок, изюминка Владимирской области. Когда едешь по трассе, пролетаешь мимо, не успеваешь оценить всей прелести этого городка. Пока ездили по улочкам, искали дом мастера, прониклись красотой и самобытностью этого городка. Такого разнообразия архитектурных решений в деревянном зодчестве я не видел не в одном городке. Сам город можно назвать музеем под открытым небом. Город с древней историей и глубокими истинно русскими традициями. Когда ехали по улице, на которой живет мастер, его дом узнали издалека по нарисованному на нём Змею-Горынычу))) Как всегда – радушный приём хозяина дома. Гороховецкая игрушка – сокровище владимирской земли – очень самобытная, яркая и притягательная.
В общем, поездка получилась улётной во всех смыслах. Побывали в Казани, Чебоксарах, Семёнове, Городце, Нижнем Новгороде, Гороховце. Познакомились с интересными людьми – хранителями русских традиций, пополнили фонды музея. Вот так!
Информация об ассоциации: https://privatemuseums.ru/
Выставка «Частные Музеи России. Самородки России»: https://privatemuseums.ru/vystavka/uchastniki-vystavki/
Каталог «Частные Музеи России»: https://privatemuseums.ru/wp-content/uploads/2020/03/catalog.pdf
Электронная версия журнала (Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 75766):
https://privatemuseums.ru/zhurnal/
С огромным интересом воспринимали информацию о русской деревянной игрушке. При этом всё скурпулёзно записывали в своих планшетах)))… С удовольствием играли и мастерили.
Очень бурно реагировали на процесс изготовления фигурки медведя из дерева – мы показали, как вырезаются игрушки от процесса зарубки топором и задолбки стамесками до окончательной обработки богородским ножом.
В очередной раз убеждаемся, что любовь к деревянной игрушке – интернациональна)))
Надеемся, что примета "как встретишь новый год, так и его проведёшь" работает, потому что это был один из лучших наших праздников за последние годы)))
И не случайно мы публикуем здесь эту новость, потому как были мы в гостях у одного из наших "старейших" артельщиков - Петра Кузнецова. Так что, можно считать эту новость корпоративной)))
К тому же помимо отдыха мы ещё и делом позанимались - поточили матрёшечку на тех самых кустарных станках, на которых работают все главные токари нижегородской области, а значит и всей России, потому что те места, где мы были, это и есть один из центров токарного промысла нашей страны. Это Вознесенский район (в районе Полховского Майдана) село Криуша, где почти в каждом доме есть токарный станок, на котором испокон веков точатся матрёшки, игрушки, посуда и всякая другая домашняя утварь. Точат так же, как это делали деды и прадеды. Времена менялись, ситуация в стране менялась, создавались и разваливались фабрики и артели, а промысел жил своей жизнью независимо ни от чего, и токари-кустари продолжали творить, создавать и сохранять традиции русского токарного ремесла. Вот, в одной из таких деревень мы и встретили с семьёй Новый 2020 год.
В общем, были мы в гостях у наших друзей Пети и Лены Кузнецовых, которые нас так гостеприимно приняли, что мы вместо планируемых 3 дней пробыли 7))) Пётр Кузнецов - известный человек в среде игрушечников. Он производит игрушки столярным способом по собственным разработкам. Сотрудничаем уже около 10 лет. Одним из первых наших проектов было оформление Усадьбы кузнеца в Музее-заповеднике "Коломенское" . Недавно закончили очередной масштабный проект, но о нём распространятся не будем, т.к. это коммерческая тайна (если заказчик даст добро, тогда опубликуем фотоотчёт). В общем надежный давний партнер, участник нашей Артели. А семьями мы дружим))) Причём в эту поездку мы взяли с собой детей и теперь наши дети тоже дружат)))
Короче, ПРАЗДНИК УДАЛСЯ!))) И на ёлку с детьми съездили в Мордовию (с. Теньгушево) 31 декабря, и на горку с детьми ходили каждый день, и на замерзшей речке на коньках катались, и в баню ходили, и фейерверки запускали, и на гитаре песни пели, а главное, за праздники познакомились с большим количеством дружелюбных местных жителей.
Фотографий получилось немного, наверное от того, что не до фотографий было)))
А вот та самая токарня и тот самый токарный станок, на котором точат испокон веков нижегородские токари-кустари...
Что такое русская деревянная игрушка?
- мимолётная мысль, частушка.
Рождается в душе родителя не для продажи, а на радость чада.
А значит – от чистого сердца.
История нашего музея началась с коллекционирования подвижных богородских игрушек с мишками примерно в начале 2000-х годов. Как-то с семьёй гуляли по ярмарке народных промыслов. На одном из лотков попались на глаза деревянные игрушки в большом разнообразии. Главный герой этих игрушек – мишка. Он умел делать всё: ковать, на балалайке играть, грести вёслами в лодке, парить веником в бане, выполнять акробатические трюки на перекладине, плясать, блины готовить и много чего ещё. Поиграли в каждую игрушку, которая была на лотке. Эти образы двигающихся резных игрушек отправили к тем давним детским ощущениям и воспоминаниям, которые уже были забыты. Ведь точно! – знакомые с самого детства образы: медведи-кузнецы, медведь-акробат, медведь-плясун и, конечно же, клюющие курочки! Ещё поразило мастерство, с которым выполнены эти миниатюрные фигурки животных: мишек, зайцев, лис, петухов, козликов. Не верилось, что человеческие руки способны так понятно и живо передать форму животного и его движения, а также и смысл этого движения. Ведь каждый сюжет игрушки повествует о каком-то событии или чему-то учит. Захотелось передать эти образы и ощущения нашей дочке и поселить в своём доме частицу этого сказочного мира, поэтому купили несколько понравившихся игрушек. Эти несколько игрушек впоследствии и положили начало коллекции музея, которая уже насчитывает около 500 различных сюжетов. А ведь большинство из современных людей ассоциируют богородскую игрушку с 3-5 сюжетами, такими как: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Медведь – плясун (дергунчик)», «Медведь – акробат»…
Может случайное совпадение, а может быть эта встреча с богородской игрушкой стала толчком к тому, что через некоторое время мы стали заниматься продажей изделий народных промыслов. Дело в том, что на тот момент в связи с потерей основного источника дохода, пришлось принимать решение: искать новую работу или пуститься в свободное плавание. Выбрали второй вариант. И пошло-поехало… Перепробовали множество различных видов изделий, перезнакомились с массой мастеров, попробовали различные способы реализации товаров. Часть стратегии заключалась в том, что бы работать напрямую с мастером. Когда знаешь лично человека, который сам сотворил изделие, вложил в нее свою душу, то и продавать потом легче. Являешься как бы проводником между ним и покупателем. Людям всегда приятно узнать что-то о мастере, создавшем изделие народных промыслов, которое они покупают. Ведь это родословная вещи, часть культурного пласта, часть русской традиции.
Пробовали работать с гончаркой (филимоновская игрушка, хлудневская игрушка, скопинская керамика, керамика из суздали, абашевская игрушка, романовская игрушка, каргопольская игрушка, гжель, майолика), лаковой миниатюрой (мстёра, холуй, федоскино, палех), изделиями из соломы (гомельский промысел), изделиями с традиционной русской росписью (городецкая, хохломская, росписи русского севера), берестяным промыслом, народными тряпичными куклами и, конечно, же изделиями из дерева (матрёшки, неваляшки, погремушки, посуда точёная и резная, куклы, детская игрушечная мебель, машинки, паровозики, самолётики, бирюльки, трещотки и всякая-разная мелочь). Но во все времена основным флагманом выступала богородская игрушка в большом ассортименте, хотя и продавалась меньше других. Но это была наша любимая группа товаров.
В конечном итоге определились с основным направлением нашей деятельности: деревянная игрушка и изделия народных промыслов из дерева, а также изделия из дерева, украшенные русскими традиционными видами росписи. Глубже всего погрузились в богородский промысел. Со временем познакомились с большинством мастеров и династиями мастеров из села Богородское и поддерживаем дружеские отношения. Ещё одна группа изделий, возбудившая в нас огромный интерес и любовь – русская традиционная матрёшка (семёновская, сергиево-посадская, полхов-майданская, вятская). Эта группа товаров всегда, наряду с богородской игрушкой, присутствовала в нашем ассортименте. Через нас проходил огромный поток изделий народных промыслов, часть из которых пополняла нашу коллекцию.
Работали на ярмарках, уличных торговых площадках, организовывали выездную торговлю в домах отдыха и санаториях. Нас приглашали в детские сады и детские учреждения. Учитывая спрос и пожелания нашей покупательской аудитории, придумали и стали производить изделие, пользовавшееся устойчивым спросом.